3. Целевая направленность педагогической деятельности, ее исходные теоретические основы. Приоритетное значение духовных ценностей в сфере деятельности человека лежит в основе духовно-нравственного воспитания и на современном этапе является первостепенной задачей воспитания, государственным заказом для общеобразовательной школы. Проблема ведущей идеи. На современном этапе развития общества возникают противоречия между духовными ценностями, которых придерживались наши предки на протяжении многих веков и нынешней культурой потребления. Сущность и новизна опыта заключаются в выстраивании взаимодействия школы и Церкви, возрождение духовности молодого поколения. Идея методической системы. Создание механизма приобщения к отечественным духовно-нравственным традициям, при которых формируется личность духовно компетентная, с коммуникативными навыками, готовая к постоянному самообразованию и решению проблем, выстраивающая социальные отношение с обществом, с миром в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Система формируется на основе трудов Алиева Ю.Б., Занкова Л.В., Голуб Г.Б., Дьяченко В.К., Дереклеева Н.И., «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» и др. Моя методическая тема «Развитие духовно-нравственных качеств личности ученика путем введения в учебный процесс элементов христианской культуры через обновление содержания образовательного процесса». Цель моей педагогической деятельности является создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности ученика. Через разные виды деятельности заинтересовать учащихся искусством, путем использования разных форм и средств, пробудить желание активно участвовать, познавать, развивать такие черты характера, которые необходимые для реализации духовных жизненных целей и нравственных ориентиров. Задача: развивать компетентностный подход в формировании духовно-нравственных качеств личности ученика. Для достижения поставленных целей и задач использую образовательные технологии на уровне системы – технологии развивающего, интегрированного обучения, проектной и творческой деятельности, и на уровне методических приемов – технологии коммуникативного, интерактивного обучения, модерации, информационных и компьютерных технологических приемов, новых музыкальных технологий. Данный подход помогает успешно реализовывать переход к интенсивным способам организации учебного процесса. Работая над темой духовного возрождения подрастающего поколения по авторским программам (рабочая программа факультатива «Народные праздники и обряды», рабочая программа «Музыка 1 – 4 классы» имеют экспертное заключение КИПК и ПРО), внедрение в программу элементов христианской культуры, сотрудничая с представителями Свято-Никольской церкви п. Рудничный, дало возможность выстроить методическую систему с применением инновационных образовательных технологий. Процесс обучения представляет собой поэтапное воспитание в православных традициях (с 1 по 11 классы) и формирование компонентов личности духовно-нравственного направления. Через различные формы организации и виды деятельности в учебном процессе затрагивается нравственная проблема Добра и Зла (1класс путешествие «Святые земли русской»), происходит активизация чувств – любви к России, к своей малой родине, к своему народу (4 класс урок-обряд «Народные праздники Древней Руси»), активизация духовных ценностей: справедливости, милосердия, доброты, доверия (6 класс экскурсия в храм «Господство музыки в период расцвета храмового искусства», 8 класс урок-конференция «Духовно-музыкальные традиции»), положительных эмоций сопереживания (9 класс дискуссия: «Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства», 10 класс «Искусство православной Руси», 11 класс «Библейские сюжеты в искусстве»»). Целенаправленное использование на уроках и внеклассных мероприятий элементов православия позволило экспериментально доказать продуктивность решения воспитательных задач духовно-нравственного направления, показало повышенный интерес учащихся к духовному росту и стремление к саморазвитию. На разных уровнях был представлен и одобрен сообществом учителей авторский учительский проект «Путь к вере», где описан метод педагогического эксперимента, пути решения проблемы бездуховности молодежи, участие в проекте самих ребят и рефлексия. Проект занял призовое место в районном конкурсе инноваций в 2009г. По итогам рецензирования областных исследовательских работ проект учащихся «Ступенька к храму души» набрал наивысшее количество баллов в номинации «ЛИК» (итоги Третьей открытой областной краеведческой конференции «Интеллект будущего» за 2010г). В результате защиты проектов учащиеся заняли 3 и 5 места. Проведение в школе исследовательской краеведческой работы способствовало развитию у учащихся любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлеченности учебным процессом. В результате, учащиеся участвовали в социальном проекте «Краеведческий школьный музей», выступили с докладами на конференциях перед местным, районным и областным сообществом учителей, учеников, занимали призовые места. (Приложение 2.8.). Процесс преподавания предмета музыка с 1 по 7 класс осуществляется на основе программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.Н.Кичак, Т.И. Науменко, где представлены лучшие традиции отечественной педагогики и отечественной музыки, уделяется внимание душе человека, к его чувствам, воспитанию гармоничного отношения к себе и к окружающему миру. В течение двух лет факультативных занятий по углубленному изучению предмета «Музыка» (2007-2008г.г.), удалось выстроить интеграцию тем уроков в начальной школе во внеурочную деятельность. Такой интегрированный курс включает в себя не только музыкальную деятельность, но и изучение культуры, традиции, обычаи русского народа, вовлекая учеников в процесс собственного музыкально-художественного созидания. С 2008 по 2010 год вела кружок вокала. Это позволило показать уровень музыкальной подготовки, творческие возможности детей. Есть призовые места в районе и области. Уделяется внимание работе с родителями, проходили итоговые уроки-концерты, ученики выступали с музыкальными номерами на родительских общешкольных собраниях, перед местным сообществом в ДК п.Лесной и ДК г. Кирс. Приложение 2.8. Изучение новых информационных технологий, современной методической литературы, общение с коллегами, участие в методической работе на разных уровнях, а также в интернет-сообществе, помогает чувствовать современное состояние музыкального образовательного процесса, быть в курсе новых тенденций.