Как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников

Понедельник, 13 Фев 2012, 17:20 | Рубрика: Учителям

Просмотров: 1628


  Кто-то из учителей встречаются с шумными ребятами в 5-6 классах, а у кто-то является свидетелем подростковой беды в 10 х классах. Я натолкнулась на интересные выдержки из практического руководства для педагога и школьного психолога “Воспитание; наука хороших привычек” (М., 1996),  и хочу поделиться с другими учителями. Где бы не работал учитель, он сталкиваясь с “плохим поведением” своих воспитанников, и не раз, спрашивал себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были. 1 закон.

Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах. Почему Вера, Коля, Света, Дина… выбирают такое поведение? Ответы психологов просты: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение. Многие психологи предлагают сложные и подробные объяснения такого поведения: они объясняют “плохое поведение” детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные объяснения, справедливы они или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. “Так, учительница Веры Семушкиной ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления Веры, также как учительница геометрии Коли Харитонова не может изменить его условий жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясняется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она получает денежное вознаграждение, и ее учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный Светиными родителями. Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку в семье Дины”, – анализируют психологи. Теперь понятно, что учитель не может изменять жизнь учеников вне школы. Но, когда мы говорим и понимаем, что конкретное поведение – это один из выборов человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решения наших учеников как себя вести гораздо эффективнее. Надо учителю спокойно принять, признать ситуацию, и дать право выбора каждым из учеников. Это как открытие для учителя. Вот такие рекомендации: нельзя без ущерба для личности ребенка лишать его этого права, ставя в безвыходную ситуацию. Выбор существует и у учителей: мы можем действовать привычными методами “манипулирования”, не оставляя ученику выбора, а можем захотеть что-то изменить в своем поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное поведение взамен несоответствующего правилам.

2 закон.

Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни. Или другими словами – “чувствовать свою важность и значимость”. Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди социальные существа. Ежедневно в течение 9 или 11 лет полдня школьники проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять свое место в этой общности. Это желание воплощается в трех частных целях: 1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность), 2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность), 3. Вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности). Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет “нарушение дисциплины” или “плохое поведение”.

Слова и мысли очень убедительны. Просто, учителю, который идет на урок, где есть такие неадекватные или требующие внимания ученики, нужно заранее иметь несколько вариантов позитивной развязки. 3 закон.

Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Привлечение внимания – некоторые ученики выбирают “плохое поведение”, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя. Вот особенности учеников, которые ьребуют внимания: Власть – некоторые ученики “плохо” ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: “Ты мне ничего не сделаешь” и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть – для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему классу. Избегание неудачи – некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и “непробиваемые” никакими методическими ухищрениями педагога. Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур, который наблюдал за детьми. В 90% присутствует один из этих четырех мотивов. Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, учителя должны как-то взаимодействовать с ними. Так как же научиться учителю идентифицировать цель нарушения поведения? Наверное, за основу взять четыре мотива, тогда можно правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. “И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы. Наше педагогическое вмешательство – это только создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет наш ученик во многом зависит от нас”. Выдержки из практического руководства для педагога и школьного психолога “Воспитание; наука хороших привычек” (М., 1996).

Продолжение темы на сайте:

http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/2

Автор: lentinak


комментария 3 на «Как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников»

  1. 1Елена

    Да… Ученики сегодня задают темп всему и не всегда знаешь, что тебе сегодня “преподнесут”. Но этим и интересна наша работа

  2. 2Наталья Владимировна

    Даже ошибки учеников – полезны, всему сам учится!

  3. 3lentinak

    Притча: Будда шел по одной деревне, и жители бросали в него камни. В другой деревне его восхваляли. Но он был равнодушен к хулителям и восторгам переменчивой толпы и хранил душевное спокойствие.

Ваш отзыв

*

Все права защищены © 11 - 2024 SoulMe. Powered by Sv9t
Users online:
Проект при поддержке компании RU-CENTER