В чем секрет успеха в преподавании уроков музыки

Вторник, 24 Июл 2012, 11:59 | Рубрика: Родителям, Учителям

Просмотров: 777


  Много существует разной методики преподавания, создано программ по предмету “Музыка”, но вся методика построена на передачи информации и использование этой информации. Но в нашем современном обществе такая информация не востребована, как в семейном воспитании, так и в школьном. Получается, что предмет как бы существует сам по себе. И нигде в методике я не встречала совет:  чтобы преподнести какую-то информацию, нужно “прожить” и прочувствовать эмоционально ее самому педагогу. Тогда такое сообщение будет передано искренне и обязательно оставит след в душе ребенка. Вспоминаю, когда я пела для второклассников песню “Посмотрите в мамины глаза”, у меня постоянно дрожал голос и на глазах появлялись слезы. Дети просили повторить еще раз и говорили “Как Вы красиво поете”. Проходили года, я спрашивала: “Какая песня Вам нравиться?” Дети отвечали: “Посмотрите в мамины глаза”.  И вот мне встречается интересная современная книга “Как говорить с детьми об искусстве”, где главный совет не в передачи информации, а расшевелить ребенка, побудить задавать вопросы и самому искать ответы. Это очень здорово!!!

Такие, на первый взгляд простые истины, никто не повторял на курсах повышение квалификации.

С чего начать пробуждение интереса к живописи

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью.

Откажитесь от стереотипов
При самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: “В этом городе надо обязательно сходить в музей”, “Это непременно надо увидеть”, “Это так интересно” (или “Там так красиво!”). Но доводы, вполне убедительные для взрослого, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после ваших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание бежать в музей.

Обратитесь к собственному опыту
Скажите честно: знаете ли вы сами, почему в музей идти стоит? Каковы ваши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Вам было скучно тогда – ребенку будет скучно теперь: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные, постарайтесь в них разобраться. Не ищите рациональных объяснений; забудьте все, что вы успели узнать с тех пор, вернитесь к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.

Постарайтесь просто выразить свои чувства
Вы наверняка без особых усилий сможете воскресить в памяти то, что в свое время запало вам в душу: само произведение, зал, где вы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Постарайтесь передать ребенку возникшие у вас чувства – без ученых рассуждений, своими словами.

Радость общения
В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который вы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку. Расскажите ему, какая картина вам нравится, а какая нет, какая забавляет вас или представляется загадочной. Скорее всего ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если вы сами не можете определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, смело признайтесь в этом. Поинтересуйтесь мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет вам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для вас ценно то, что привлекает в ней ваших детей. Вы приоткрываете перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Ваши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.

Не увлекайтесь
Не забегайте вперед, не распространяйтесь заранее о том, что вы собираетесь показать ребенку. Вы лишите его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек – будь он большой или маленький – еще не знает, не видел, не читал и т. д., – занятие весьма неблагодарное. Поэтому не увлекайтесь, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где вы уже освоились. Если вы станете на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Дайте ему возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если вы просто молча стоите перед картиной, к которой хотите привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.

Предоставьте ребенку свободу выбора
Если ребенок не разделяет ваших пристрастий, предоставьте ему свободу. Вы дали ему первый толчок – теперь доверьтесь его собственному выбору; ваше личное мнение для него лишь отправная точка. Определите, на что он обращает внимание. Идите за ним из зала в зал: рано или поздно он перед чем- то остановится, даже если до этого успеет равнодушно пройти мимо какого-нибудь общепризнанного шедевра. Вы сможете вернуться с ним к этому шедевру позднее. Ваша задача – подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным; не вам решать, где и когда она произойдет. Его выбор может вас удивить, огорчить, пойти наперекор вашим собственным вкусам, и тем не менее лучше всего начать именно с того, что выберет он сам, будь то пейзаж XIX века или монохромное полотно, написанное в 60-х годах ХХ века.

Начните с того, что выберет ваш ребенок
Оставим пока в стороне вопрос “с чего начать”. На первом этапе не стоит пытаться дать детям стройную систему знаний с учетом хронологии, истории развития цивилизации и художественных стилей. Если позднее ваш ребенок захочет изучать искусство углубленно, это будет уже совсем другое дело. Со временем он сумеет приспособиться к определенным требованиям. А пока что ваша цель – доставить ему радость, простую, но редкую радость: способность видеть. Эта способность разовьется у ребенка только тогда, когда он будет свободно решать, на что именно смотреть, долго или недолго стоять перед какой-то картиной – в общем, станет сообразовываться исключительно с собственными желаниями.

Источник информации http://www.osinka.ru/Moda/Style/2010_Art_Kids/

Спасибо автору книги Франсуаза Барб-Галль  за такие простые истины.

Автор: lentinak


Ваш отзыв

*

Все права защищены © 11 - 2024 SoulMe. Powered by Sv9t
Users online:
Проект при поддержке компании RU-CENTER