Технология интеграции на уроках искусства
Интеграция лежит в основе преподавания предмета музыка и является основным принципом построения программы Т.И. Науменко- В.В. Алеев
Интеграция — это объединение в целом каких-либо частей, элементов, в данной ситуации музыки, ИЗО, литературы
Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.
Цели развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат обучения). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
применения. что интеграция — это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.
Используемые элементы. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых — это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции — межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Методы формирования сознания личности – методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений. Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Пейзаж в музыке и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.). Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
Формируемые компетенции, учебные умения Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины музыкального мира, позволяет систематизировать музыкальные знания, способствует развитию музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти, мышления учащихся.
Методы. Формы организации деятельности.
МХК
Интеграция лежит в основе курса МХК по программе Г.И.Даниловой и является основным принципом построения его программы. Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы: – как устанавливались теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как обусловлены они жизнью эпохи и общими закономерностями развития культуры в данный исторический отрезок времени, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир?
Интегрированный характер учебных тем и проблематики уроков, например, “Достижения античной архитектуры в современных сооружениях”. Процесс интегрированного освоения искусства позволяет рассматривать его как ценнейшее духовное наследие, тесно взаимосвязанное по “линиям времени” со всеми сторонами человеческой жизнедеятельности в ее творческом практическом воплощении.
Применение интегративного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализации комплексной системы классных, внеклассных и внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим происходит формирования духовного мира подростка силой воздействия различных искусств в их комплексе, основ эстетического воспитания, нравственной позиции и, конечно, создания условий для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке и во внеклассных занятиях, развитие у детей способности полноценно и цельно воспринимать художественную культуру в своей дальнейшей жизни.
Интеграция проникает и во внеурочную деятельность.
Интегрированные уроки искусства открывают возможности для постепенного перехода от коллективных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации; а создание предпосылок для перехода к саморегуляции учебной деятельности на основе самоконтроля и самооценки ее содержания, способов и результатов.
Скачать документ “Технология интеграции. Предметы музыка и МХК”:
Автор: lentinak