Применение элементов технологии коммуникации на уроках искусства (Музыка, МХК)

Среда, 18 Апр 2012, 19:09 | Рубрика: Грант

Просмотров: 1504


 Общение – одна из самых важных для ребенка сфер жизни, ведущая деятельность для подростков. Потребности современного общества таковы, что в стремительно развивающемся мире массовой культуры ребенок должен не только ориентироваться и находить информацию, но и уметь выразить себя, свою индивидуальность. Уроки “Искусства” (по программе Музыка, МХК) помогают детям осознать свое место не только в современной цивилизации, но и в истории развития культуры. Эти уроки дают ребенку возможность создать картину мира, насыщенную уникальными личностными переживаниями. Они воспринимаются каждым учеником как открытие, которым хочется поделиться, о котором хочется говорить и быть услышанным.

Понимание (притча): Во время урока один из учеников Мастера воскликнул: «Я не понимаю твоих слов!» — «Подойди ко мне поближе» — сказал Мастер. Ученик приблизился. «Присаживайся» — предложил Мастер. Ученик сел. «А ещё говоришь, что не понимаешь моих слов!?» — укоризненно произнес Мастер.

  Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении. Организация двустороннего и многостороннего, использование методов стимулирования коммуникативного процесса – все это позволяет обеспечивать эффективность взаимодействия.
Цели: обучение на основе общения – позволяет успешно развивать и совершенствовать способность учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Задачи:  Организовать процесс общения с произведением искусства, сделать его творческим.

Показать необходимость  приобретения  навыка общения нового свойства – с Интернет-технологиями. Это создает возможность для культурного и интеллектуального развития молодежи.

Формы организации деятельности.

Задание: Работа в паре, рассмотрение картины или прослушивание отрывка произведения. Вывести общее эмоциональное представление об произведении.

Ожидаемый результат. Познание другого человека через произведение, установление эмоционального контакта. Познание соседа по парте через представленные им информацию или образ.

Результат. Через информацию учащиеся получают новые знания получения и переработки информации.

 

 Коммуникации пронизывают весь образовательный процесс и охватывают каждого его участника.

Заостряется внимание  учащихся на нейтрализацию коммуникативных барьеров и разрывов коммуникации, а также серьезных искажений при передаче информации.

 В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Организовывается, стимулируется и контролируется возникновение и развитие коммуникаций в малых группах, между группами, между обучающимся и группой и т.д.
Коммуникация представляет собой не только средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувствами, которые передаются партнеру в разговоре или при невербальном общении.

Задача: Организовать двустороннее или многостороннее обсуждения произведения, использование методов стимулирования коммуникативного процесса.

Результат. Коммуникация дает взаимное или одностороннее обогащение знаниями, воздействует на поведение партнера.

 Используются различные знаковые системы: речь, интонации, жесты, мимика. Серьезное влияние имеет обратной связь, как между обучающимися внутри малых групп и между группами, так и между учителем и обучающимися. Обратная связь получателя, показывающая, что он не только принял, но и понял сообщение. Использование техник постановки вопросов, активного слушания содействует построению эффективной обратной связи и значительно обогащает коммуникативный процесс

Средства. В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы, а третьим для качественного усвоения новых знаний требуется, что называется, попробовать их «на зубок» – потрогать, ощутить, повертеть в руках, разобрать и собрать, сделать что-то самим.

Использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, что позволит активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в образовательный процесс аудиалов. Возможность активно двигаться, взаимодействовать с одноклассниками, работать с предметами, использовать язык тела в процессе представления и обсуждения материалов урока эффективно поможет кинестетикам в понимании и усвоении новой информации.

При моделировании благоприятной ситуации учитывается важность создания настроя участников, их эмоционального состояния, чувств, отношений. Эти важные составляющие коммуникации во многом определяют ход и результативность обучения.
Презентация настроение – создает позитивный эмоциональный фон урока. Коммуникация – это еще и процесс как прямого, так и непрямого воздействия, осуществляемого вербальными и невербальными способами..
Техноогия обеспечивает легкость взаимодействия и обмена информацией всех участников, формирование ясных и понятных представлений по обсуждаемой теме, взаимопонимание, а также получение удовольствия от совместной работы.
Формируемые компетенции, учебные умения

Четыре уровня сформированности коммуникативной компетентности языковой личности:

первый уровень – репродуктивная компетентность (самостоятельная репродуктивная деятельность);

второй уровень – деятельностная компетентность (владение методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения);

третий уровень – творческая компетентность (владение методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, применение на практике).

 Рефлексия.

Организация качественного коммуникативного пространства на уроке обеспечивает взаимопонимание и эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами, обеспечивает активное включение в образовательный процесс всех обучающихся, создает условия для всестороннего обсуждения и эффективного формирования новых знаний.

Домашнее задание по выбору и желаниюХудожник  Сальвадор Дали.  Используя Интернет-технологии найти: художественные полотна, краткую биографическую справку, особенность его творчества, составить кроссворд,

Ожидаемый результат применение элементов технологии коммуникации.

Личностный, в котором создается мотивация к данной деятельности, формируется культура и формы общения, отрабатываются понятия и навыки сетевого этикета, формы перевода визуальной информации в вербальную и, наоборот, развивается словарный запас, освоение языка искусства, навыки сбора информации из различных источников и отбора необходимых сведений, развивается критическое мышление и навыки коллективной работы.
Перспективный результат. Технологический, который призван научить ребенка пользоваться техническими средствами, дать ему навыки работы c компьютерными программами, интерфейсами сайтов, ознакомить с технологией представления своих работ в сети. От того, насколько хорошо будет владеть ребенок такими навыками, зависит степень его вовлеченности в содержание проекта, даст ему понимание того, что компьютер – всего лишь средство, которое нужно подчинить своей цели.
Для младших школьников этот модуль реализуется в сотрудничестве с учителем, и даже если ребенок на первых порах будет просто наблюдателем, его позицию всегда можно превратить в роль “консультанта” или “советчика”.

Скачать документ “Применение элементов технологии коммуникации на уроках искусства (Музыка, МХК)”:

Урок коммукативной технолтгии (49.7 KiB) 672 download

 

Автор: lentinak


комментария 2 на «Применение элементов технологии коммуникации на уроках искусства (Музыка, МХК)»

  1. 1Анастасия Беспечальных

    Замечательный, научный материал. Будем изучать! Спасибо!

  2. 2lentinak

    Терпения и настойчивости Вам, Анастасия Владимировна, в изучении материала. При изучении технологии коммуникации я поняла, что частично всегда использовала ее на уроках, просто не ожидала, что это можно назвать технологией.
    В одно время в школе я работала 2 года с завучем, которая стремилась интегрировать разные предметы. Она меня убеждала, чтоб я использовала методы и приемы, которые могли бы восполнить пробелы других предметов… и тем самым сделать свой предмет более насыщенным и нужным для гуманитарного направления. Вот такой у меня своеобразный путь к технологиям.

Ваш отзыв

*

Все права защищены © 11 - 2024 SoulMe. Powered by Sv9t
Users online:
Проект при поддержке компании RU-CENTER